Психолого-педагогическая служба

Психолого-педагогическая служба осуществляет сопровождение образовательного процесса, которое включает в себя единство трёх аспектов: процесса обучения, воспитания и оказания социально-психологической помощи. При разработке программы сопровождения воспитательного процесса основное внимание уделяется формированию социальных навыков, организации детского коллектива, развитию навыков конструктивного общения; успешному обучению, адаптации учащихся к условиям и требованиям Школы, развитию общих и творческих способностей.

Основой работы психолого-педагогической службы является гуманность и целенаправленное сопровождение ребенка в обучении и воспитании, что позволяет органично вплести психологическую работу в образовательную деятельность, становится возможным объединение целей психолога и социального педагога.

Цели психолого-педагогической службы:

  • Интеграция обучающих и воспитывающих влияний на личность учащихся с целью создания оптимальных условий для развития, саморазвития (расширение индивидуальныхвозможностей учащихся) и самоактуализации (возможность полного использования способностей в процессе активного, осознанного и адекватного самопроявления) всех детей.
  • Обеспечение гармоничного развития, социализации и воспитания детей в образовательной системе Школы и устранение негативных влияний окружающей среды.
  • Создание благоприятного психологического климата, повышение комфортности образовательного процесса.
  • Оказание социальной, правовой и психологической помощи детям, семьям и учителям.

Принципы работы психолого-педагогической службы:

  • Системность - рассматривается в двух аспектах: во-первых, включенность в образовательную систему Школы, во-вторых, целостность диагностической, коррекционно – развивающей консультативной и просветительской работы.
  • Конфиденциальность - необходимость корректного использования сведений социально - психологического характера, проведение всех видов работ с разрешения ребенка или родителей, нераспространение личностной информации.
  • Конгруэнтность - соответствие целей, задач службы возможностям и потребностям образовательного процесса.
  • Компетентность - обусловливает возможности и профессиональные ограничения в работе специалистов.
  • Комплексность и поливариантность - целенаправленное влияние службы на весь комплекс социально-психологических составляющих учебно-воспитательного процесса школы.
  • Эффективность использования диагностических, аналитико-оценочных, развивающих, коррекционных технологий.
  • Доступность - формулирование понятных и доступных рекомендаций учащимся, родителям и педагогам.

Направления работы педагога-психолога:

  • Профилактическое - работа по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся.
  • Диагностическое - "постановка психологического диагноза" - принятие квалифицированного решения о психологическом состоянии человека.
  • Психопросветительское - приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
  • Психокоррекционное - коррекция нарушений в психоэмоциональной сфере детей, упражнения и занятия, развивающие познавательные процессы.
  • Консультирование - оказание помощи психически здоровым людям для достижения ими каких-либо целей, выхода из трудных жизненных ситуаций, более эффективной организации поведения.


Направления работы социального педагога:

  • Организация воспитательной работы в классе, группе, по месту жительства с целью формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в коллективе, обществе.
  • Выявление детей, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказание им необходимой социальной помощи.
  • Профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма среди подростков, пропаганда здорового образа жизни.
  • Создание банка информации по вопросам охраны прав и интересов несовершеннолетних, укрепления семьи.
  • Выявление семей социального риска, совместная работа с педагогами, специалистами социальных служб, органов администрации.